Техническое обслуживание катушки

Правильное техническое обслуживание — залог долгой службы катушки и комфортной рыбалки. Пренебрежение им быстро приводит к появлению люфтов, скрипов, неровной укладки лески и в итоге к выходу из строя дорогой катушки.
Основные узлы, требующие обслуживания:
-
Главная пара — ведущая шестерня и пиньон. Эти детали отвечают за мягкость хода и передачу усилия
-
Подшипники — в катушке их может быть от 3 до 12 и больше. От их состояния зависит плавность вращения
-
Ролик лесоукладывателя — при плохом обслуживании начинает «шуметь» и перетирает леску
-
Фрикционный тормоз — важен для контроля при вываживании рыбы. Смазка в нем должна быть специализированной
-
Шток и направляющие втулки — отвечают за ход шпули. Если грязные, появляется люфт и заедания
-
Муфта обгона (стопор обратного хода) — обеспечивает мгновенную остановку хода ручки
Что делают при ТО:
-
Полная разборка катушки
-
Промывка всех деталей от старой смазки и грязи
-
Проверка подшипников на шум, люфт и коррозию
-
Замена изношенных деталей (шайбы, втулки, уплотнения)
-
Нанесение свежей смазки в нужных местах (разные типы смазок для разных узлов)
-
Сборка и проверка плавности хода
Как часто нужно делать техническое обслуживание:
- Если ловите часто (каждые выходные) и в жёстких условиях (песок, пыль, солёная вода) — желательно раз в сезон или раз в полгода.
- Если ловите реже и только по чистым пресным водоемам — можно раз в год.
- После попадания катушки в песок, сильных дождей или купания в воде — внеплановое ТО сразу после рыбалки.
- Для катушек, которые долго лежат без дела, рекомендуется профилактика перед сезоном.
Ошибки, которые часто совершают:
- Перемазывать катушку «на глаз» без разборки.
- Использовать автомобильные или случайные смазки.
- Лить масло в технические отверстия без полной очистки.
- Игнорировать шумы и люфт, думая «само пройдёт».
Советы по эксплуатации:
-
Не оставляйте катушку в машине или на балконе в теплое время года. Смазка нагреется и будет стекать с главной пары, ускоряя износ.
-
Не оставляйте катушку в машине или на балконе в холодное время года. Смазочный состав загустеет и расширится, что может привести к выбиванию муфты.
-
Еще до начала разборки снасти рекомендуется ослабить фрикционный тормоз до минимума. Такая привычка продлит срок службы набора фетровых шайб. Если фрикцион остается затянутым, происходит процесс окаменения шайб и смазка начинает постепенно «выдавливаться». Как результат: фрикционный тормоз будет автоматически спускать леску при нагрузках на устройство.
-
Если возникает вибрация или нехарактерный шум при вращении ручки, не старайтесь повернуть ручку силой – это приведет к поломке катушки. Нужно разобрать конструкцию самостоятельно и проверить исправность всех частей или отнести катушку в сервис.
-
Во время ловли всегда делайте упор на бланк, не перенося нагрузку на катушку, потому что может погнуться шток, разбалансироваться ротор или деформироваться ножка.
-
Если катушка промокла в воде, необходимо провести ее техническое обслуживание, так как даже после просушивания подшипники могут работать некорректно (потому что вымывается смазка). Нужно промыть детали и добавить смазку.
Регулярное и правильное обслуживание не отнимет много времени, но сделает вашу рыбалку гораздо более приятной и спасет катушку от преждевременной смерти.